Общественно-политическая интернет газета
Визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан завершился событием, которое было предсказуемым по сути, но стало сенсационным по политическим последствиям.
Как уже сообщал haqqin.az, президент Алиев официально объявил о начале транзита через Азербайджан в Армению, начиная с железнодорожного сообщения. По сути, этот шаг открывает новую эпоху в отношениях двух стран и знаменует переход от режима изоляции к формату активного экономического взаимодействия.
Во время пресс-конференции в Астане Ильхам Алиев сообщил о предстоящих поставках казахстанского зерна в Армению — через Каспий и Грузию. Таким образом, начинается практическая реализация договоренностей, достигнутых в Вашингтоне в рамках трехстороннего меморандума о нормализации армяно-азербайджанских отношений. И если в 2021 году Азербайджан лишь разово - во время ремонтных работ в Грузии - пропускал российский газ в Армению, то теперь речь идет о системной модели транзита.
Следующим звеном может стать восстановление железнодорожного сообщения Гюмри – Карс, входящее в повестку армяно-турецких переговоров. Решение, по всей вероятности, будет принято в обозримом будущем, поскольку Анкара и Баку действуют синхронно, а Ереван уже выразил готовность возобновить транспортное сообщение.
Экономический потенциал армяно-турецких связей достаточно велик. В 2024 году объем турецкого экспорта в Армению составил около 336 миллионов долларов — примерно 5 процентов от всего импорта страны. Поставки идут через Грузию и включают в себя текстиль, бытовую технику, стройматериалы, продукты питания и топливо. Для армянской экономики открытие прямой границы с Турцией воспринимается как возможность оживления региональной торговли и развития малого бизнеса.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил на форуме «Шелковый путь» в Тбилиси, что его страна готова обеспечить транзит грузов из Турции в Азербайджан и обратно, а также строительство трубопроводов и линий электропередачи, соединяющих Азербайджан с Нахчываном через территорию Армении. Фактически армянский премьер обозначил готовность Еревана участвовать в проектах, аналогичных маршруту Зангезурского коридора.
По оценке президента Ильхама Алиева, полноценное железнодорожное сообщение по Зангезурскому направлению или, как его теперь называют, по «Маршруту Трампа», может быть запущено к 2028 году. Этот маршрут станет не только логистическим, но и экономическим коридором, по которому пойдут взаимные поставки сырья и готовой продукции. Среди них — медный концентрат Зангезурского медно-молибденового комбината - крупнейшего экспортера Армении, который в 2024 году продал 342 тысячи тонн медного концентрата на сумму 558 миллионов долларов, из которых 78 процентов пришлись на Китай.
В рамках модернизации транспортных связей возможно расширение автомобильной дороги Каджаран – Мегри, которая соединит Зангезурский комбинат с будущей магистралью. Не исключено, что часть экспортных потоков Армении будет переориентирована на сухопутные маршруты Срединного коридора, проходящего через Азербайджан.
В перспективе 2027–2028 годов следует ожидать открытие железнодорожного перехода Ерасх (Армения) – Велидаг (Нахчыван), а также возможную реконструкцию участка Иджеван – Бархударлы, что создаст для азербайджанской железной дороги (ADY) дополнительный выход к Карсу. В долгосрочном плане это позволит армянскому оператору железных дорог (ЮКЖД) выйти через Джульфу на иранскую сеть, обеспечив тем самым Армении участие в международном транспортном коридоре «Север–Юг».
Логическим продолжением транспортного сближения может стать энергетический комплекс. Отвечая на решение Баку открыть транзит, Ереван может рассмотреть вопрос восстановления таких линий электропередачи, как Разданская ГЭС – Акстафа (330 кВ), Арарат – Бабек (220 кВ), Арарат – Норашен (110 кВ) и Агарак – Ордубад (110 кВ). Эти проекты требуют технической ревизии и переговоров, однако их реализация создаст основу для энергетической интеграции, включая потенциальное подключение Армении к будущему черноморскому энергокабелю, оператором которого выступает Азербайджан.
Таким образом, между Арменией и Азербайджаном формируется новая модель отношений, основанная на взаимной выгоде и прагматизме. Начало транзита открывает перспективу появления устойчивого двустороннего товарооборота, который, по оценкам экспертов, уже на первом этапе может достигнуть 100 миллионов долларов. Этот процесс не только меняет структуру региональной экономики, но и создает уникальный прецедент для постсоветского пространства — превращение двух бывших противников в партнеров, объединенных общей инфраструктурой и взаимными экономическими интересами.
Оригинал статьи по ссылке.
Александр Караваев, автор haqqin.az
24 Октябрь 2025
23 Октябрь 2025