Свобода людям, независимость нациям!

Ловушка похвалы: почему чрезмерное одобрение вредит детской самооценке

 

Мы, взрослые, хотим для своих детей самого лучшего. Хочется, чтобы они были уверенными, смелыми, знали себе цену. И кажется, что путь к высокой самооценке лежит через похвалу. Вот только есть тонкая грань, за которой искренние слова поддержки превращаются в навязчивую установку: "Ты должен быть молодцом всегда". А это, увы, может только навредить.

Как передает Oxu.Az, Марина Май, основатель образовательных центров "Арт Академия-Академия отличий" в России, эксперт в области интеллектуального развития и раннего образования детей, рассказала gazeta.ru о скрытых опасностях чрезмерной похвалы.

"Когда ребенка хвалят за каждый шаг - "молодец, ты сел", "умница, ты взял карандаш", "какой ты у нас художник!" - он сначала радуется. Но со временем привыкает к тому, что любое его действие обязательно должно получить одобрение взрослого. И если вдруг похвалы не последовало - это воспринимается как провал", - объясняет эксперт.

Психологи давно заметили эту закономерность: постоянная, необоснованная похвала формирует у детей зависимость от внешней оценки. По данным исследований, дети, которых хвалят за любое действие, впоследствии чаще испытывают тревогу при выполнении заданий и боятся браться за сложные задачи.

"Так рождается тревожная зависимость от внешнего подтверждения собственной ценности. Ребенок перестает слышать себя. Он больше не понимает, где он действительно старался, а где просто сделал по привычке - и зачем вообще это сделал: ради интереса или ради очередного "умничка", - подчеркивает Марина Май.

По словам педагога, так ребенок теряет опору внутри себя. Все внимание сосредоточено на реакции взрослого: "А как тебе? А я хорошо сделал?" Снижается мотивация к развитию. Ведь если хвалят и за простое, зачем стараться делать сложное? Формируется страх ошибки. "Если я не справлюсь - меня не похвалят. А если не похвалят - я плохой". Самооценка становится неустойчивой. Она больше не строится на опыте и понимании себя, а строится на одобрении извне. Один раз не похвалили - и все рухнуло.

Как хвалить правильно?

"Это не значит, что ребенка нельзя хвалить. Важно, как именно это делать", - уточняет эксперт и предлагает несколько действенных стратегий:

1. Отмечайте процесс, а не только результат. Не "Ты - гений!", а: "Ты так внимательно работал! Видно, что постарался".

2. Задавайте вопросы. Вместо "Какой у тебя красивый рисунок!" - спросите: "Ты выбрал такие яркие цвета! Что ты хотел этим показать?" - это поможет ребенку осознать и прожить свой опыт.

3. Помогите осмыслить успех. Не просто радоваться пятерке, а обсудить, что помогло ее получить: "Ты много читал", "Ты не сдался, когда было трудно".

4. Учите спокойно относиться к ошибкам. "Не получилось - это нормально. Главное, что ты пробовал".

Мы все любим, когда нас хвалят. Но детям, особенно в раннем и младшем школьном возрасте, нужна не просто похвала, а ощущение, что их видят, слышат и ценят по-настоящему. Что взрослый рядом - не как судья с табличками "молодец/не молодец", а как тот, кто помогает понять себя, принять себя и расти.

Иногда лучше просто обнять и сказать: "Я рядом". А не торопиться с очередным "умничка".

"Если вы замечаете за собой привычку хвалить ребенка за все подряд - это не повод ругать себя. Это повод остановиться и начать замечать больше: не только результат, но путь; не только "хорошо", но и по-настоящему. Потому что уверенность вырастает не из "молодца", а из понимания себя и веры в то, что тебя любят и принимают - всегда. Очень важно научить ребенка видеть ценность внутри себя, а не только в отражении в глазах других. Это и есть основа здоровой, устойчивой самооценки. Такой, которая не рушится от одной плохой оценки, критики или промаха. Такой, на которой можно построить взрослую личность, не боящуюся идти своим путем", - резюмировала Марина Май.

Нет комментариев

Лента новостей

30 Май 2025

Предыдущие новости