Общественно-политическая интернет газета
На днях я находился в Киеве. Во время моего пребывания в украинской столице — 10 июля — пришла новость о том, что был убит полковник Службы безопасности Украины Иван Воронич. С первых минут звучали версии, что заказ поступил исключительно от российских спецслужб — ФСБ. Однако конкретной информации о том, кто был исполнителем или исполнителями убийства, практически не было.
И вот на следующий день после возвращения в Баку — 14 июля — я испытал настоящий шок, услышав сообщения о том, что исполнителями убийства оказались азербайджанцы, да ещё и граждане Азербайджана.
Когда в Украине произносится имя Азербайджана, можно увидеть, с каким уважением и теплом встречают это. От военных и политических экспертов, с которыми я беседовал, до обычных украинцев — все говорили о нас с большим почтением, что вызывало у меня чувство гордости. И вдруг… от такой новости, уверен, стало плохо не только мне, но и всему азербайджанскому народу. Ведь как народ и государство мы с первого дня осудили оккупацию украинских земель, поддержали территориальную целостность Украины, оказывали гуманитарную помощь.
Однако, быстро проанализировав суть происходящего, я вспомнил ряд оперативных планов, которым нас обучали в Минске. Например, если возникает необходимость испортить отношения — будь то между двумя людьми, организациями или государствами — и даже довести их до вражды, это делается не собственными руками, а посредством одной из сторон, действуя против интересов другой. Этот процесс начинается с дезинформации и может сопровождаться действиями, напоминающими предательство, вплоть до убийства.
Дружеские отношения между Азербайджаном и Украиной, оказываемая Украинe гуманитарная помощь всегда вызывали у России зависть. Российские политические обозреватели и депутаты Госдумы регулярно делали выпады в адрес Азербайджана именно в этом ключе, и в последние дни эти нападки стали особенно резкими. Разрушение этой дружбы, подрыв отношений между двумя странами уже превратился в одно из приоритетных направлений российской политики. Именно с этой точки зрения заказ на убийство украинского офицера был передан азербайджанской паре.
В спецслужбах всего мира, в том числе и ФСБ России, существует категория «агентов особого периода». Их также называют «спящими агентами», агентами в «режиме ожидания». В эту категорию входят не только потенциальные киллеры, но и агенты, подготовленные для деятельности в идеологической, политической, военной, экономической сферах, которым даются соответствующие инструкции.
Напомним, что армянин, устроивший резню в парламенте Армении в 1999 году, проживал в Ростове. За неделю до события он приехал в Ереван и выполнил полученное задание. Что бы ни говорили, но я и сегодня убежден, что человек, который в апреле 2009 года, только что приехав из России, устроил бойню в Нефтяной академии, также относился к этой категории.
Азербайджанец Гюлалызаде, убивший украинского офицера Воронича, принадлежал к криминальной мафиозной среде — а такие люди редко остаются вне поля зрения ФСБ, их привлекают для перспективных преступных заданий. Эти агенты часто сами не осознают, что их используют, и обычно они расходный материал — их ликвидация в процессе выполнения задания спецслужбой воспринимается как вполне естественный исход.
Обратим внимание на детали: Гюлалызаде впервые попытался попасть в Украину в феврале. Это было как раз тогда, когда был сбит самолет AZAL, и между Россией и Азербайджаном сохранялась напряженность. Когда он не смог пересечь границу, ФСБ подключает к делу и его жену Нармин, имеющую аналогичный криминальный характер (о прошлых преступлениях обоих имеются сведения). Женщина прибывает в Украину в мае, а вскоре её муж незаконно пробирается на украинскую территорию.
Следует отметить, что подобные люди не перевозят оружие через границу. Оно заранее спрятано «тайником» агентами, уже находящимися в стране, и им передают информацию о месте схрона, чтобы они могли забрать оружие. Связь с такими агентами поддерживает только один оперативник, лица и личность которого они не знают (как это было в случае с резней в «Крокусе»). Часть обещанного гонорара перечисляется на карту до выполнения задания, остальное обещают выплатить после. Им также лгут о якобы оказании помощи при выезде из страны, хотя на деле стремятся их уничтожить. Даже если бы этих людей удалось захватить живыми, они признались бы лишь в том, что знали только одного куратора, с которым общались по телефону.
Иногда спрашивают: а если бы исполнителей задержали, возможно ли было бы выйти на других? Как уже говорилось, такие киллеры не знают никого, кроме своего связного. Будущие судебные процессы могли бы вызвать в украинском обществе пусть небольшую, но всё же агрессию против азербайджанцев. А такой исход, в конечном счете, тоже совпадал бы с нашими интересами.
Подобные убийства — не первые и явно не последние в условиях продолжающейся войны в Украине. Хочется лишь, чтобы азербайджанцы, проживающие в России, понимали: соблазнившись материальным вознаграждением и согласившись на участие в провокациях против Украины, они фактически подписывают себе смертный приговор.
Такие происшествия не могут разрушить дружбу Азербайджана и Украины. Завтра могут произойти аналогичные провокации уже против азербайджанцев руками украинцев или граждан Украины. И тогда пусть не возникнет ложное представление о том, что Украина нам враждебна. Ведь сегодня всем ясно, где был составлен план этого убийства и каких целей он преследовал.
Ильхам Исмаил, специально для Musavat.com
16 Июль 2025
КомментарииОставить комментарий